Западный Казахстан. Плато Устюрт. Маунтинбайк. Интервью с райдером Евгением Курниковым

Автор: admin дата: 02.10.19

Рубрика: MTB,Казахстан

Команда проекта RideThePlanet собралась в Западном Казахстане для путешествия и съемок нового фильма посвященного маунтинбайку. В течение 10 дней мы побывали в различных районах плато Устюрт и восточного побережья Каспия. В экспедиции приняли участие райдеры Евгений Курников и Петр Винокуров, гид Максим Иванов, Вера Дутова и съемочная группа – Олег Колмовский и Константин Галат.

Плато Устюрт – огромная пустынная территория, площадью более 200 тысяч кв. км, пролегающая между побережьем Каспия и пересыхающего Аральского моря в западной части Казахстана, а также на территории Туркмении и Узбекистана. Практически полное отсутствие воды, суровый засушливый климат и сильные ветра делают эти земли мало пригодными для жизни человека. Большая часть Устюрта является дном древнего моря. За миллионы лет осадки и ветер сформировали в относительно мягких известняковых породах Устюрта ландшафты разнообразных причудливых форм – глубокие меловые каньоны, скалистые гребни, глинистые холмистые долины и обрывистые плато.

В середине прошлого столетия большая территория плато была закрыта для посещения и туризма – здесь находились несколько полигонов на которых испытывали химическое оружие и проводили подземные ядерные испытания. Сейчас по обширной территории Устюрта можно свободно перемещаться на внедорожниках, а с экологией в большинстве районов плато все хорошо. В 1984 году был создан Устюртский Государственный Заповедник, вобравший в себя большую часть территории плато для изучения и сохранения в естественном состоянии природного комплекса северных пустынь Устюрта, в том числе редких видов фауны и флоры.

Исследовать плато Устюрт в наши дни можно только в формате авто-мото-экспедиций – расстояния большие, инфраструктура отсутствует, дорог с покрытием практически нет, сотовой связи в удаленных и самых интересных районах также нет. Организуя многодневные экспедиции по Устюрту лучше рассчитывать на собственные силы – иметь надежную и проходимую автотехнику, необходимый запас топлива, воды, провизии и хорошую навигацию.

Лучшим временем для путешествия по плато является период с начала сентября до середины октября. В летний период здесь стоит невыносимая жара, в осенне-зимний период преобладают сильные ветра и низкие температуры, а в весенний период на Устюрте наблюдается высокая активность змей, скорпионов, пауков и других ядовитых обитателей пустыни.

За время экспедиции нам удалось побывать в двух районах Устюрта – каньонах Сор Тузбаир и урочище Бозжира, а также провести пару дней на побережье Каспийского моря – на дюнах мыса Песчаный в 50 км южнее Актау. Однозначно, исследовать обширные территории Устюрта можно не один год и каждый раз оказываться в новых районах со своим неповторимым ландшафтом.

Интервью с райдером Евгением Курниковым

Евгений Курников – один из сильнейших российских вело-фристайлеров, прорайдер компании «Триал-Спорт», впервые принимал участие в съемках с командой RideThePlanet

Я родился и живу в Чите, в Сибири за Байкалом. В 12 лет записался в секцию шоссейного велоспорта и на протяжении пяти лет вкручивал на дальние расстояния и участвовал в гонках пока на глаза мне не попался журнал о горном велосипеде «Mountain Bike». Позже выпуски именно этого журнала здорово меня просветили в плане велокультуры и того, что происходило в этой среде в нашей стране и в мире. В журнале я находил интересные статьи про путешествия с велосипедом, про технику и трюки, руководства по постройке трамплинов.

В нашей велошколе были простенькие горные байки на которых мы с друзьями гоняли по лесу в межсезонье. Мне было скучно наматывать круги и все время тянуло на какие-то новые и опасные траектории. Хорошо запомнились ощущения от первых прыжков на велосипеде. Вылетая в очередной раз из какого-нибудь глубокого оврага в животе все сжималось от удовольствия и хотелось ещё. Пока не видели тренеры, возле велошколы я сооружал трамплины из подручного хлама и на них оттачивал своё мастерство. К совершеннолетию с шоссейными гонками я решил завязать и полностью посвятить себя фристайлу.

В 2006 году моя бабушка взяла кредит, и мы купили мне первый горный байк. Заточен он был в основном под кросс-кантри, но я катал на нем все – от даунхилла до триала. От велошколы каждый месяц я получал небольшое пособие и помогал бабуле расплачиваться с кредитом. Спустя год, я начал выезжать на свои первые соревнования, где участвовал сразу в нескольких дисциплинах: кросс-кантри, даунхилл, триал и ВМХ. ВМХ-байк брал покататься у каких-то ребят на контестах. Удавалось даже занимать призовые места, почти во всех дисциплинах.

О соревнованиях и путешествиях

С каждым годом я все чаще стал ездить по соревнованиям за пределы Забайкальского края и уже перестал распыляться между разнообразием велосипедных направлений. Потом появился мой постоянный спонсор – «Сеть магазинов «Триал-Спорт», который поддерживает меня уже почти десять лет. В этот период я часто выезжал в Европу и Азию на вело-контесты, где нередко занимал призовые места в дерт-джампинге и слоупстайле.

Для меня велосипед это не просто спортивный снаряд для установки рекордов и завоевания титулов. Велосипед – это, в первую очередь, символ движения по планете. Благодаря велику и неведомо какой силе мне удавалось побывать в красивейших местах, встретить на своём пути умных и интересных людей и прожить с ними незабываемые моменты.

В 2016 году я получил приглашение от крупнейшей велосипедной компании GT посетить командный лагерь «GT Team Camp», который проходил в городе Темекула, штат Калифорния. Так я впервые отправился в Америку. Эта поездка открыла мне новый мир и полностью перевернула мое представление о Соединенных Штатах. В лагере я увидел вело-кумиров, на которых равнялся ещё в детстве. И здесь я не просто видел их, а катался вместе с ними и общался. Встреча с легендой велосипедного мира Хансом Реем оказалась большой неожиданностью, ведь мое первое обучающее видео ещё на DVD-дисках было как раз с его участием. Несколько дней организаторы лагеря устраивали нам различные приключения: спуск с горы на горных велосипедах по специальным трассам, утреннее занятие йогой и плавание на каяках в океане. Это были действительно незабываемые дни.

С тех пор в Америку я ездил каждую зиму два года подряд. Несколько месяцев я проникался культурой чужой тогда ещё для меня страны, нашёл близких по духу друзей, которые каждый год давали мне кров и стали как семья. Вместе мы путешествовали по Калифорнии и катались в лучших байкпарках мира. Вдохновившись книгой Жюля Верна «Вокруг Света за 80 дней» я решил отправиться через всю Америку от Лос-Анджелеса до Нью-Йорка на поезде. Три дня я провел в пути, “прилипнув” к окну и вбирая в себя эти поразительные пейзажи. Про Америку могу бесконечно рассказывать, поскольку слишком яркое впечатление она на меня произвела.

О проектах

Каждый раз возвращаясь домой из подобных путешествий я привожу с собой бесценный багаж знаний, которые спешу использовать в создании своих творческих проектов. Мне повезло, что в Чите у меня есть единомышленники, которые всегда готовы делать что-то новое и необычное. Так, например, в одном из наших проектов я использовал кузов огромного грузовика «Белаз» и разместил в нем трамплин. Съемки фото и видео проходили в промышленной зоне одного из горнодобывающих предприятий Забайкалья. Уверен, что для многих работников все, что мы делали в течение нескольких дней казалось чем-то из ряда вон выходящим. Сейчас в голове масса идей и сценариев, которые хочется воплощать в реальность.

С годами я начал замечать как меняется мое отношение к катанию. Если раньше в приоритете были сложные трюки и безбашенность, лишенная эстетики, то сейчас я стал больше наслаждаться деталями техники катания, получать удовольствие от придумывания и постройки интересных и разнообразных спотов.

О путешествии в Казахстан

Предложение принять участие в съемках проекта RideThePlanet стало для меня неожиданностью. Я долгое время слежу за их творчеством и каждый раз поражаюсь невероятным местам, в которых команде удается побывать и покататься.

Отправившись в эту экспедицию я не знал, что меня ждет. На машине мы преодолели почти 1,5 тысячи км по бескрайней и практически безлюдной пустыне Западного Казахстана ради того, чтобы пожить и покататься в уникальных местах на велосипеде. Мы постоянно жили в палатках вдали от цивилизации, сами готовили еду, обходились ограниченным количеством воды – все это напоминало какие-то первобытные условия и придавало шарм путешествию.

Неизведанный рельеф этих мест, как огромный холст, на котором можно найти невероятное количество уникальных линий для катания. В первое время глаза просто разбегались. Хотелось залезть на каждую гору и сломя голову мчаться вниз.

В первом месте, где мы базировались – каньонах Сор Тузбаир, я нашел извилистую линию по гребню горы, у подножья которой был подходящий холм для постройки трамплина. Несколько часов я провел на жаре с лопатой, приводя в нужный вид мою линию. Самым сложным было выводить радиус у трамплинов, поскольку почва была крайне пересушена и совсем не формировалась, а тратить на постройку привезенную с собой для питья воду было безумием. В итоге я крутил бэкфлип с пологого и очень рыхлого трамплина. В такие моменты посещает мысль – мы находимся далеко от цивилизации, до ближайшего населенного пункта более ста километров по ухабам. Ошибаться нельзя.

Но один раз, я все же ошибся. Это случилось, когда я пробовал выполнить трюк с каменного дропа в меловом каньоне. Я увидел, как Петя Винокуров активно прыгает этот дроп в своей линии и опрометчиво решил, что с легкостью смогу сделать с этого рельефа свой трюк. Но я немного не рассчитал скорость и динамику. Все произошло настолько быстро, что я ничего толком сообразить не успел. В полете отделился от велосипеда, «сложил в восьмерку» переднее колесо и чудом отделался лишь царапинами. Это падение окончательно привело меня в чувство.

В последующем я старался больше обращать внимание не на трюковые элементы, а на фрирайдные траектории, которые создала и подготовила для нас сама природа, и хотелось проехать эти линии динамично и эстетично. Иногда, в эмоциональном плане, это бывает сильнее, чем исполненные трюки. Спуск вниз по узкому крутому гребню огромной каменной горы – это что-то невероятное! В голове в этот момент единственная мысль – не смотреть вниз и доверять своим ощущениям и балансу. Для меня это были совершенно новые эмоции.

Катание и съемки в пустыне отнимают много энергии. Время от времени нам нужен был возврат в цивилизацию для пополнения запасов воды, провизии, топлива и небольшого отдыха. Между двумя забросками в горы в разных районах Устюрта мы отправились к Каспийскому морю, где провели пару дней в песчаных дюнах, наслаждаясь волнами и морской прохладой.

Волшебный тихий вечер, проведенный у костра на заходе солнца, сменился суперзвездной темной ночью, а затем внезапно налетевшей песчаной бурей. Среди ночи нас начало сдувать сильным ветром и была угроза прихода больших волн с моря. Мы быстро свернули наш лагерь и попытались переместиться дальше от берега, но в спешке и дезориентации застряли в песках. Поняв, что нашим жизням и технике море больше не угрожает, мы приняли решение остаться в дюнах до рассвета, а утром уже спокойно откопали и вытолкали машины и отправились дальше. В эти сутки пустыня, дюны и Каспий нам показали свой характер.

Для меня было важно провести это время вдали от цивилизации, без связи, гаджетов и в компании единомышленников. Такие поездки шире открывают глаза на окружающий мир.

Проводя дни от рассвета до заката в дикой природе ты начинаешь тщательней смотреть вокруг, видеть что-то в каждом камне, изгибе горы, линии горизонта. Это, безусловно расширяет сознание и дает перспективу и новые идеи. / RTP / Продолжение следует!



Оставьте свой комментарий

Предыдущий пост: