Плато Устюрт. Впечатления райдера Петра Винокурова

Автор: admin дата: 14.10.19

Рубрика: MTB,Казахстан

Петр Винокуров – Чемпион России по даунхиллу, постоянный участник путешествий и съемок RideThePlanet


За последние пять лет мне посчастливилось принять участие в съемках всех мтб-фильмов проекта RideThePlanet. Это были совершенно разные по формату поездки, от относительно комфортных съемок в байкпарках и цивилизации в Словакии, Австрии, Италии или Красной Поляне до экспедиций в Северном Приэльбрусье или Абхазии. Но такого длительного авто-трипа и жизни в дикой природе как сейчас на плато Устюрт в Западном Казахстане у нас еще не было.


Оказаться с байком в таких удаленных местах не просто. Отправляясь в подобные путешествия никогда не знаешь что тебя ждет – какой грунт, какие перепады высот и характер рельефа, особенности погоды и климата. Конечно, мы всегда стараемся собирать информацию когда готовимся к поездкам, читаем какие-то статьи, смотрим репортажи и отчеты об экспедициях в интернете.

Отправляясь сейчас в Казахстан подобной информации было очень мало. В отличие от джиперов и мото-туристов, которые чаще всего путешествуют по плато Устюрт у нашей команды были специфические задачи – не просто побывать в красивых и удаленных местах, но еще и найти интересные рельефы для катания на байке и съемок фильма.

Когда приезжаешь в новый район и идешь впервые смотреть на рельефы для катания, глаза обычно разбегаются от обилия вариантов, но при ближайшем рассмотрении ландшафта и покрытий возникает масса нюансов.

Приехав в первый район нашего базирования на Устюрте – каньоны Сор Тузбаир, первое, что меня смутило – это огромные глубокие ливневки в известняковой породе на выкатах большинства склонов.

Ты видишь десятки подходящих стенок и обрывов с которых можно скатиться или прыгнуть, но чистых выкатов и приземлений почти нигде нет. Эта была первая сложность в поиске линий. За первые 2 часа мы прошли около 3 кв. км и детально исследовали ландшафт. В результате мы просто выбрали самую высокую точку в районе с красивыми панорамами и начали кататься с нее и снимать длинные фрирайдные линии по различным гребням.

В экспедиции время ограничено и хочется побывать в разных районах, поэтому нельзя было просто походить денек, чтобы исследовать все варианты или несколько дней строить с лопатами одну линию для съемок. Но может оно и к лучшему – настоящий фрирайд – есть возможность импровизировать и кататься по дикому рельефу, который тысячелетиями готовила для этого момента природа. Женя Курников, как настоящий дертер, все же провел полдня в этом районе с лопатой, нашел и подготовил себе эффектную линию с трамплинами, которую потом поснимали в красивом закатном свете.

Запомнился момент. Вижу вертикальную стенку в каньоне и думаю, в принципе с нее можно съехать, но как забраться с велосипедом на верхнюю полку? Или как туда забраться даже без велосипеда? Ходишь вокруг, пробуешь варианты, понимаешь, что можешь залезть. Потом слезть. Потом пытаешься залезть с велосипедом. И вот при поддержке товарищей ты уже стоишь на вершине с великом.

Первая мысль – уклон не реальный. Насколько «держит» склон и что там с законами физики? Проверить это можно только скатившись. Про «падать» в таком месте лучше даже не думать, все нужно рассчитать максимально. Сидишь на вершине минут 15 и понимаешь, что да, надо попробовать. Съехал. Залез еще раз – съехал, потом на эмоциях еще раз. Запомнилась именно трансформация в голове – от не реально к реально.

Урочище Бозжира стало вторым районом базирования нашей команды на Устюрте. Место, которое не может оставить равнодушным – скальные массивы, 100-метровые вертикальные стенки и каньоны возвышаются на абсолютной плоскости пустыни. Древние известняковые породы под действием осадков, ветра, перепадов температур постепенно меняют свою форму, создавая причудливые рельефы.

Разрушенные породы у подножия скальных бастионов измельчаются и под действием воды образуют длинные и плавно нисходящие в плоскость пустыни склоны разного уклона. Поверхность этих склонов выветренная и твердая как бетон. По этим склонам мы в основном и катались в этой локации.

Запомнился первый день. Я начал подниматься по склону в лоб на седловину между двумя высокими скальными вершинами и не мог понять, как здесь съехать динамично. Поверхность очень твердая, с микронеровностями и кучей «живых» камней. По пути подъема наметил себе линию и сделал на ней указатели из камней, чтобы ориентироваться на скорости. Где-то до середины склона я тормозил «в пол».

Потом начал отпускаться и прозрел, как быстро набралась скорость, думаю до 70-75 км/ч. Скорость по ощущениям, поскольку GPS на GoPro в этих местах не работал. По гоночному опыту знаю, что когда ты не успеваешь смотреть никуда кроме как в одну точку впереди – скорость не менее 70. Из-за супертвердой поверхности накат просто бешеный, как на асфальте. Поскольку большинство склонов на Бозжира имели хороший финальный выкат в плоскость, то постепенно, от спуска к спуску, можно было увеличивать скорость до максимально возможной.

Все три дня, которые мы находились с командой в районе Бозжира, меня постоянно преследовал визуальный обман. Издалека скальные зубья кажутся совсем небольшими, у подножия массива кажутся огромными, а когда ты вскарабкался под них снова небольшими. И в зависимости от освещения и времени суток масштабы окружающих рельефов здесь постоянно менялись по-ощущениям.

За время нашего 10-дневного путешествия по Устюрту пустыня мне запомнилась как что-то коварное. Солнышко, +30 и легкий приятный вечерний ветерок. Но за 15 минут может все радикально поменяться и ты будешь спасать палатку от сильного порывистого ветра и защищаться от мелкого колючего песка, который несется горизонтально в порывах ветра и проникает буквально везде.

Здесь живут скорпиончики, всевозможные жуки, пауки и другие обитатели пустыни, о которых мы почти ничего не знали. Сесть на землю или ходить в шлепанцах, после того как увидел этих маленьких «друзей», совсем не хочется, а перед тем как залезть в спальник два раза его перетрясешь.

Еще одна опасность при путешествии здесь, это дождь. Обильный дождь очень быстро превращает супертвердые покрытия накатанных «дорог» по дну пересохших дождевых озер и в солончаках в непреодолимые грязевые болота. В такой ситуации выехать отсюда сложно даже на суперподготовленной технике и остается пережидать когда пустыня высохнет. Но нам с погодой повезло – дождь покапал лишь пару раз и принес скорее прохладу и облегчение от зноя, чем неприятности.

Устюрт не похож ни на что, где я бывал ранее. Порой не верится, какой необычный рельеф может создать природа. Но чтобы покататься здесь на велосипеде надо сильно захотеть, найти единомышленников и организовать экспедицию. Здорово, что нашей команде это удалось.



Оставьте свой комментарий

Предыдущий пост:

Следующий пост: