Блог райдера: Оксана Чекулаева о поездке в Грузию

Автор: dp дата: 12.03.12

Рубрика: Грузия,новости от райдеров

Многое из того, что мне посчастливилось увидеть и услышать в Гудаури, останется за кадром. Эмоции и мысли, которые были там, очень сложно передать словами, что-то поменялось внутри.  Оказаться там с друзьями, в компании с которыми мне было всегда так спокойно и хорошо ходить в горы и кататься в Приэльбрусье, Домбае и Красной Поляне, на соревнованиях в течение последних 10 лет, и с которыми можно было разделить всю  красоту и умиротворяющую тишину  белоснежных вершин Грузии, Сванских башен и православных храмов  - это было большим  и очень ценным для меня подарком.
Поездки в Грузию я ждала, казалось, слишком долго. Это  была та часть мозаики, которой не хватало, чтобы сложить полностью картину Кавказа, возможность заглянуть на другую его сторону, на которую мы лишь украдкой смотрели через карты и горизонты, которые открываются нам с Эльбруса. Горы о которых давно мечталось, возможно, еще с тех пор, когда я впервые увидела вертолетные съемки  «Мимино».  Сбылась мечта увидеть Казбек и побывать в Местии.
Дорога в Грузию не была простой, несколько пересадок из Европы, часы ожидания стыковок, потом переезд из Тбилиси до Гудаури, когда с колес слетали цепи и мы застревали посреди сугробов, забрали остатки сил и, приехав, я провалилась в сон до утра. В моем распоряжение была пара дней до приезда ребят, чтобы покататься на курорте  в Гудаури с друзьями из SnowLabGudauri и изучить обстановку.
Моему приезду предшествовало два больших снегопада. Выпало столько снега, что с верхней станции канатной дороги ехать можно было только прямо. Практически сразу после первых раскаточных спусков, мы решили выкопать шурф и сделали тесты, которые немного остудили наш пыл. Под 80 см сформированной снежной доски, на которой было еще 30 см свежевыпавшего снега, был 10-сантиметровый слабый слой глубинной изморози, причем независимо от экспозиции склонов. Успокаивало лишь только то, что было достаточно холодно (-17С). Небольшое количество снега в начале сезона, значительные перепады температур внутри снежной толщи, интенсивные осадки с ветром после  - вполне классическая картина потенциально опасных условий для внетрассового катания.
В чем мы убедились уже на следующий день, когда  в поисках интересных рельефов, решили подняться на сплитбордах на вершину Садзели (3268 м). До этого на этой горе уже оставили следы хэлискишники, но нам это была не помеха. Мы решили, что будет неплохо проложить следы наверх по  старой дороге, по который можно преодолеть подъем легко и безопасно. Но в конце, практически у самой вершины, решили срезать и пойти в лоб.
Николай, мой друг, так увлекся подъемом на камусах, что не заметил, как по моему следу подошел слишком близко ко мне, (практически везде мы держали дистанцию) и тут раздался долгий и ужасающий «ууууух». С этим звуком сердце ушло в пятки. Мы совершили ошибку, которая нам чуть не стоила жизней…. Огромный цирк над нами и ниже нас размером с футбольное поле просел. Лавина не пошла, но это был четкий знак о том, что нужно быть очень осторожными.
Пара дней солнца  снова сменилась сильным снегопадом. Снег шел не переставая так, что к приезду ребят дорогу перекрыла лавина, и они не смогли добраться до места в день прилета. Но зато в первый день съемок свежий снежок позволил нам сделать несколько проездов на камеру прямо с канатки. На этом эта часть закончилась, и началось бэккантри.
Район Гудаури оказался не прост, но именно это и привлекало больше всего.  Ведь вокруг нас были невероятной красоты белоснежные вершины, на которые, кроме нас, не посягал никто. Чем больше находишься в горах, тем больше начинаешь ценить не количество сделанных спусков, а их уникальность. Возможно, именно поэтому все больше сноубордистов и лыжников сейчас приходят к альпинизму, который открывает новые горизонты в катании, доступ к новым интересным местам, а таких в Гудаури оказалось очень много.
Но это была и огромная работа для всех нас.  Чтобы сделать один спуск, нам приходилось минимум 2 часа топтать снег, бить ступени по жестким коркам на гребнях, проваливаться по колено между камней, иногда хотелось повесить веревку. С другой стороны, это придавало особой ценности каждому спуску, ведь не каждый  до нас мог туда даже просто добраться.
В один из следующих дней мы снова поднялись на Садзели. Воспоминания о прошлом происшествии там, полопавшийся склон в трещинах, которые мы видели наверху, никак не давали мне возможность расслабиться. Было сложно выключить ощущение, что все вот это под тобой может сойти.
Первым сделал проезд Костян, выбрав для спуска самый широкий проезд между скал, потом Игорь Ильиных, я, и Саша Байдаев, который замочил прыжок с огромной скалы. Ничего не сошло… Выдох. Второй спуск на том же склоне.
Мы поднимаемся, чтобы прокатиться в дальних кулуарах, но солнце явно быстрее нас  прячет всю красоту скальных проездов в предательской тени и нам ничего не остается, как прокатиться по розовым полям в самой правой части цирка. Первый снова Костян с криками юхху, затем я, Тася (Наталья Алехина). Следующим едет Игорь: три красивых и мощных дуги, дроп между скалок с  небольшого надува…. голос Кости в рацию: «ребята, там лавина справа, снимите ее, если сможете». Лавину никто не снял, так как фокус камер был на райдере, но тот кулуар, по которому еще несколько часов назад ехал Костя, сошел большими чемоданами, причем сошел явно после прыжка… 100-200 метров  левее  (riderleft) от линии Игоря! Вот такой вот эффект домино, скрытый от наших глаз и поджидающий своего часа.
На следующий день мы уже в 8 утра были готовы стартовать выше на ратраке в сторону вершины Бидара (3011м). На перемычке, подъем до которой занял около получаса, Костя выбрал подходящий склон, который безопасно смогут снять операторы. Изначально планировалось, что туда пойдут только ребята. Но с перемычки, если вдруг что-то сойдет, будет сложно быстро доехать, поэтому я решила пойти с ребятами «на всякий», но спуститься по безопасному гребню и только поднявшись выше, пришло чувство что там все спокойно. Склон был так хорош, что не прокатиться там было сложно. После застругов на всех выкатах в предыдущий день, которые были больше похожи на морской чоп, это было удивительно: ровный склон с пушистым снегом, где каждому нашлось место для проезда. Костя снова оказался прав, я в очередной раз поразилась не только чутью на снег этого человека, но и его смелости испытывать первым склоны.
На второй спуск в этот же день нам пришлось идти чуть дальше по тому же гребню, в кулуары, которые местные называют редбулловскими, так как некоторое время назад там были съемки команды. До вершины все дошли легко по уже натоптанным следам, но самое интересное начиналось дальше: нож гребня с  нависающими карнизами в одну сторону и крутым прогретым склоном в другую. Из-за сложности рельефа пришлось идти достаточно осторожно и местами по одному. Это было похоже на давние вылазки в дальние кулуары Чегета, когда по дороге открываются самые красивые картины, а внутри все живет предстоящим спуском. Склон был впечатляющий: большой перепад, разный снег, крутой заход, но, возможно, не для камер, так как пока мы дошли до точки, солнце скрылось из заветного цирка.  После нас ждал чудесный спуск в долину, по розовым от заходящего солнца полям целины. Мы скатились к травянистой поляне, где еще долго снимали, наслаждаясь тишиной и спокойствием, наблюдая за красками заходящего солнца на склонах гор, гуляли и болтали о том, как чудесно прошел день.
После по плану был день хэли-ски с компанией Heliksir. Маленький вертолет мог взять только двоих из нас, плюс оператора и фотографа. Остальные — я, Игорь Ильиных, Даша и Вероника, отправились на съемки по окрестностям.
С раннего утра в Гудаури был плотный туман и мы очень волновались за наших ребят, которые ожидали на вертолетной площадке вылета. Но уже совсем скоро, когда мы доехали до смотровой площадки, откуда открывался удивительный вид на хребет Ломиси, мы увидели просветы синего неба над головой. И уже через час туман ушел — так же быстро, как и возник, оставив после себя только иней на деревьях.
У дороги к смотровой площадке нас ждал Олег Грицкевич, чтобы отправиться дальше.  Олег уже давно переехал с семьей в Гудаури из Беларусии, открыл здесь туристическое агентство GudauriTravel. К нашей всеобщей радости так сложилось, что именно в этот день Олег был не занят и, практически с грузинским гостеприимством согласился показать нам интересные места и провезти нас к ним на своем джипе.
Следующим пунктом нашей экскурсии был храм Святого Георгия в маленькой деревне. Мне сложно назвать себя сильно верующим человеком, хотя меня и крестили в детстве. Мне близки разные религии, которые хранят в себе человеческие ценности и понятия о доброте. Но пообщавшись с грузинскими священниками, я сильно изменила отношение к православию, которое здесь было принято, как это не странно окажется для многих, гораздо раньше, чем на Руси. И если свести суть к одному слову, то оно будет — «Радуйтесь». Жизнь — удивительный дар, и в наших силах сделать ее такой, какой мы захотим, радоваться этому миру, ведь вокруг так много удивительного, и дарить эту радость другим…
Перед входом мы с Игорем увидели колокол и,  быстро переглянувшись, решили попросить разрешения в него позвонить. И нам разрешили! После чего вместе с Вероникой мы вошли в храм, где нам подарили по иконе Георгия Победоносца — это одна из наиболее почитаемых и символичных икон здесь (Георгий- Georgia) — и в огромном зале с хорошей акустикой священник при нас прочитал молитву, освятив их.
Следующей частью нашего путешествия было посещение грузинской семьи, куда нас пригласили в гости на чай. Это семья друзей Олега, дом, в котором живет несколько поколений. Полностью натуральное хозяйство (в магазине они покупают только соль и муку), печка, домашние лепешки с настоящим молоком и домашним вареньем из смородины. Но времени так мало, а увидеть хочется еще так много, и  мы, поблагодарив гостеприимных хозяев, отправляемся дальше — в поселение у подножия одной из самых высоких вершин Кавказа, Казбеги.
Олег предложил нам немного прогуляться наверх, к еще одному храму, расположенному на гребне на пути к Казбегу. Подъем занял около 2-х часов в течение которых мы наблюдали как становятся розовым склоны … (напротив Казбега).
После подъема к храму Святой Троицы, нам «дали» лишь несколько минут, чтобы записать небольшие интервью, после чего у всех практически одновременно разрядились камеры, фотоаппараты и мобильные телефоны.  Мы нашли монаха, который открыл нам двери храма, зажег в нем свечи и дал девушкам специальные юбки, чтобы мы могли войти. После захода солнца быстро стало холодно, и мы еще долго отогревались у буржуйки внутри храма, разглядывая иконы. Каждый из нас поставил по свечке возле иконы, которую здесь считают чудотворной, и я очень надеюсь, что те желания, которые мы загадали там, сбудутся. Ребята пошли вниз пешком, ну а мы с Игорем пристегнули доски и совершили один из самых удивительных спусков  - по лесу в свете полной луны.
Утром мы уже грузили свои вещи в машины и отправились дальше в Сванетию. Первый раз о Местии я услышала еще в Безенги от Адельби, который давно мечтал там побывать и подняться на Тетнульди, ну а мне больше всего хотелось увидеть Ушбу. Но в тот единственный день, который я провела там, она так и не показалась. Зато мы неплохо покатались  и поснимали в лесу.
Тех нескольких дней, которые мы провели в Гудаури оказалось совсем мало, чтобы покататься во всех местах, которые заслуживают внимания. Прав был пограничник, который спросил меня при въезде: «Первый раз в Грузию? Значит не последний!»