Хели-байкинг в Абхазии. Интервью с пилотом Сергеем Навроцким и райдером Андреем Москвиным

Автор: admin дата: 21.08.18

Рубрика: Abkhazia,MTB,Кавказ,Красная Поляна,Роза Хутор

За годы наших путешествий команда RideThePlanet много раз летала на вертолетах, используя этот незаменимый транспорт в больших горах для доставки в труднодоступные районы для катания и съемок. Чаще это были зимние фрирайд-проекты с лыжами и сноубордами, мы много летали с пилотами вертолетной компании Heliaction Александром Давыдовым и Арсением Болдыревым в различных районах Кавказа – в южном и северном Приэльбрусье, Домбае и Архызе, Северной Осетии и Красной Поляне, также летали в итальянских и швейцарских Альпах. Вертолет в горах дает уникальную возможность быстро оказаться в районах, куда добраться и откуда выбраться пешком невозможно или очень сложно, только в формате длительных экспедиций.

Уже год на территории Абхазии базируются два легких вертолета Alouette и Gazelle и выполняют различные работы в горах – заброски групп хели-ски, туристов и альпинистов, участвуют в спасательных работах, доставляют грузы в труднодоступные горные районы.  Сейчас во время съемок велосипедного фильма в Абхазии, райдеры Петр Винокуров и Виталий Хрипунов с видеооператорами Константином Галатом и Артемом Кузнецовым полетали на вертолете Alouette с пилотом Сергеем Навроцким. Мы провели в скалистых цирках горного массива Арабика полный день от рассвета до заката – искали линии спусков, лазили вверх и  катались вниз, снимали наши картинки.

Интервью с пилотом вертолета Сергеем Навроцким

Почему решил стать пилотом? Если можно так сказать, это сбывшаяся мечта детства. Я родился и до 14 лет жил на Севере, вместе с семьей мы перемещались по различным военным городкам и аэродромам в Заполярье. Всегда над головой что-то летало. Родители говорят, что первым транспортом в моей жизни был не автомобиль, а именно вертолет.

В 1985 году пошел в 1-й Московский городской аэроклуб ДОСААФ. Тогда мне было 15 лет. После уроков в школе ездил на занятия, все выходные и каникулы проходили на аэродроме. Понятно, вопрос куда пойти учиться по окончанию школы не стоял. По окончанию училища вернулся обратно в Аэроклуб, уже на работу в качестве пилота-инструктора.

Это были времена развала СССР и было достаточно сложно с работой. Все выживали как могли, пытались учить летать иностранцев, а также делали первые попытки развития авиации общего назначения в России. В 1998 году уехал работать на остров Мадагаскар, провел там год, работал на машинах Ми-2 и Ми-8т – в основном это была доставка гуманитарной помощьи от ЕС в труднодоступные районы.

В 2002 году впервые столкнулся с импортной техникой, сначала это были легкие вертолеты Robinson R-44, позже Enstrom-480 и Eurocopter AS-355. В этот же период начал регулярно летать на Кавказе. За почти 15 лет полетов неплохо изучил весь регион – от Дербента до Сочи, полетал в Крыму. Постепенно переехал жить в Ставрополь, поближе к горам и работе. Как выяснилось – совсем не москвич я, по духу и ритму.

В разные годы много времени посвятил развитию частной авиации в России, как в качестве инструктора, так и просто на перевозках всяких VIP и «покататься» у владельцев техники. Возвращаться к этому периоду работы в «сфере обслуживания» больше не хочется, да и вспоминать тоже. С полетами в горах впервые столкнулся в Африке и на Мадагаскаре – доставляли различные грузы в удаленные районы, боролись с саранчой, выполняли авиахимработы на вертолетах Ми-2. В Африке пришлось работать в довольно специфических условиях, как для пилотов, так и для техники – высокие температуры и влажность, пыль, постоянные тропические ливни.

Меня часто спрашивают, сложно ли летать в горах? Скорее не сложно, но надо быть очень внимательным, хорошо знать практическую аэродинамику вертолета, метеорологию. Понимать и чувствовать, что происходит в каждый момент времени, правильно и своевременно принимать решения. Собственно горный полет почти ничем не отличается от полета в любом другом месте при условии соблюдения эксплуатационных ограничений вертолета и прочих условий, связанных с безопасностью. Хотя, конечно, подбор площадки в горах, посадка-взлет и работы, связанные с висением требуют подготовки и практического опыта.

В горах приходится дополнительно учитывать те ограничения и проводить те расчеты, которые на равнине редко применяются на практике. В горах постоянно меняются метеоусловия – температура, давление, воздушные потоки, поэтому все полеты по-своему уникальны – даже если ты сел на площадку в условиях близких к «практическому потолку» вертолета, это еще совсем не значит, что ты сможешь сесть там-же через 20 минут.

Уже второй год постоянно базируюсь и летаю в Абхазии, здесь мы выполняем практически все виды полетов и работ. Зимой основная работа это заброска групп хелиски. Летом – это полеты с туристами, альпинистами и спелеологами, заброска грузов. Конечно бывают и спасательные работы в горах, вывоз пострадавших и доставка спасателей. Бывают специфические работы по просьбе правительства Абхазии. Смысл в том, что за 20-40 минут полета на вертолете можно оказаться в горах там, куда подготовленные люди тратят на подход несколько дней.

Вместе с гидом и основателем компании «Апсны-Хелиски» Александром Бойко сейчас разрабатываем и начинаем проводить различные аутдор-программы в горах Абхазии – зимой это многодневные ски-тур маршруты и хели-ски в высокогорных районах, летом это вело-программы и горные походы там, где вертолетные заброски сильно облегчают жизнь и позволяют оказаться в интересных и по настоящему диких районах.

В Абхазию я попал первый раз семь лет назад в качестве консультанта по авиационным вопросам, и сейчас эта небольшая, но очень красивая горная страна стала для меня близким местом. С точки зрения авиации и регламентов полетов, что-то здесь сложнее, чем в России, а что-то сильно проще. Я пилот, а законы аэродинамики не зависят от страны, где ты летаешь!

Интервью с райдером Андреем Москвиным

Андрей Москвин – один из опытнейших российских сноубордистов, стоял у истоков российского сноуборд-движения, участвовал во многих фристайл-контестах и видео-проектах, принимал участие в зимних фрирайд-путешествиях и съемках с командой RideThePlanet.


RTP: Расскажи немного о себе.

Недавно мне исполнилось 34 года, из которых уже 20 я катаюсь на сноуборде. Живу и увлечен этим. За профессиональную карьеру сноубордиста, если конечно ее можно так назвать, я много где побывал на нашей прекрасной планете, сделал для себя массу открытий, познакомился с интересными людьми, получил опыт и массу впечатлений.

Уже с начала двухтысячных годов я стал регулярно участвовать в съемках сноубордических фильмов и в разных проектах. И наверно, сейчас для меня уже стало привычно и естественно делиться эмоциями, которые ты испытываешь, катаясь в горах. Мы стараемся передать эти эмоции через картинки, через фото и видео знакомить людей с новыми регионами и нашим любимым увлечением.

Летом, чтобы поддерживать форму, многие фристайлеры ездят в летние сноуборд-лагеря и парки на ледники Европы. Будучи в Les deux Alps в 2006, я был очень впечатлен проходящим там вело-контестом MegaAvalanche, наблюдая из канатки как одновременно сотни велосипедистов «наваливают» сначала по снегу, потом по каменным полям вниз. С этого времени я начал кататься на байке. Но в горах впервые удалось покататься весной 2013 года в Калифорнии на курорте Mammoth, где сразу купил себе первый двухподвес. Осенью этого же года мы с женой рванули в Крым с байками, где я в основном фрирайдил в районе Балаклавы. С этого момента катаюсь на велосипеде только в горах. Каждый год, когда заканчивается зима я уже с нетерпением жду момента, чтобы сменить доску на байк. А осенью все наоборот.

RTP: Расскажи о своей работе в последние годы.

Надеюсь, что годы не последние :) Летом 2016 года переехал жить в Красную Поляну. Первое время работал веломехаником. Уже почти два года являюсь руководителем Службы снежных парков на курорте Роза Хутор. Команда состоит из 12 уже опытных шейперов и 3-х парковых ратракистов. Мы называем себя «8-ой отдел» – @8oiotdel. Занимаемся строительством и обслуживанием сноуборд-парков на курорте, специальных фигур и конструкций для различных мероприятий. Работа к сожалению больше сезонная, но зато летом есть время больше бывать в диких горах, разведывать новые места в регионе и прокачивать свой скилл на байке, а заодно поддерживать физическую форму с киркой и лопатой – находить и строить велосипедные трейлы.

RTP: Разница в катании на доске и байке?

Ощущения совершенно не похожи друг на друга – снаряд, механика движений и покрытие по которому спускаешься разные. Сноубординг стал для меня за многие годы привычным делом, соответственно и впечатления от катания немного притупились, хотя на фрирайдных соревнованиях или на съемках иногда приходится рисковать и делать все на своем пределе, что наполняет меня нужными эмоциями. На байке я постоянно получаю опыт и учусь, поэтому и ощущения от катания другие, новые и любопытные. И конечно-же маунтинбайк гораздо более жесткий спорт и опасней сноубординга в плане травматизма – любое, даже самое лайтовое падение и контакт с землей здесь гарантируют ссадины и болячки. Возможно, концентрация и постоянный контроль на байке и восполняют в организме нехватку адреналина :)

RTP: Что больше всего запомнилось за эти несколько дней съемок c RideThePlanet?

Много было красивых моментов, но больше всего запомнилось отсутствие страха у Веры Дутовой (чемпионка России по даунхиллу 2018) и многокилометровый спуск по горной дороге от деревушки Гюзла на хребте Берчиль в Абхазии.

RTP: Что для тебя горы и фрирайд?

Само нахождение в горах и дикой природе наполняют мою жизнь смыслом, новыми идеями, энергией и эмоциями. Горы дают возможность кататься и совершенствоваться в любимом деле.

RTP: Как ты себя видишь через 5 лет?

Для меня это достаточно сложный вопрос. Наше будущее зависит от желаний и действий в настоящем времени. Тяга и любовь к горам только усиливаются. Предлагаю не фантазировать, а пообщаться через 5 лет :)



Оставьте свой комментарий

Предыдущий пост:

Следующий пост: